09.02.2008   l   14:10
23.12.2005
Мистер Грека

Георгий Дионисович Костаки родился в 1913 году в Москве, в семье богатого греческого коммерсанта. Семья после НЭПа разорилась, но молодому Георгию каким-то образом удалось сохранить греческое подданство. В 1946 году ему внезапно пришла в голову гениальная идея – собирать русский авангард. Картины покупались за гроши и к 70-м годам Костаки стал обладателем богатейшей коллекции, стоимость которой оценивалась в десятки, а по некоторым сведениям и в сотни миллионов долларов. Достаточно назвать имена Кандинского, Малевича, Шагала, Татлина. Параллельно православный Костаки собирал русские иконы. Дом коллекционера превратился в светский салон. Там можно было встретить Святослава Рихтера, Марка Шагала, Эдварда Кеннеди, молодых поэтов-шестидесятников. Советские художники мечтали продать свои картины Георгию Дионисовичу. По западным меркам он платил мало, но по советским весьма щедро. А главное, таким образом художники становились известными на Западе. Можно сказать, что Костаки был крупнейшим художественным деятелем на ниве отечественной живописи. Советским Третьяковым, стимулирующим и направляющим усилия десятков художников и целых художественных направлений.

В 1978 году пожилой коллекционер уехал в Грецию. При этом большую часть коллекции безвозмездно передав Третьяковской галерее. Без его усилий запасники, посвящённые современному русскому искусству, были бы куда беднее.

Вот, в общем, и всё. Да, мы забыли добавить, где энтузиаст Костаки работал. С 1940 года он был шофёром в английском посольстве. Затем перешёл в посольство Канады, где успешно проработал до 1978 года. Работал он там завхозом. Собрать дипломату, отъезжающему на родину, чемоданчик, упаковать туда пару иконок, Малевича. Поскольку дипломатов было много (через англичан и канадцев он обслуживал весь дипкорпус), Костаки поставил покупку раритетов на коммерческую основу. То есть, сколько надо малевичей-кандинских, столько и доставал. ФАБРИКА.