09.02.2008   l   14:10
13.03.2006
Незамысловатое объяснение успеха

Надо сказать, что ещё 50 лет назад никто на Западе о русском авангарде не знал. Это была тема для небольшого круга специалистов, за произведения авангардистов платили гроши. И вдруг в начале 60-х вышла книга англичанки Камиллы Грей «Русский эксперимент: 1863-1922». Книга была написала автором после посещения СССР и произвела настоящий фурор. Цены на картины русских художников стали быстро расти. Оказалось (согласно Грей) что все основные художественные направления современного искусства были изобретены в России. Разумеется, это наглый бред, но бред, умело подхваченный и растиражированный колоссальным пропагандистским аппаратом англичан.

К слову, в СССР Камилла влюбилась в тридцатилетнего художника-абстракциониста Олега Прокофьева, сына знаменитого композитора. Через некоторое время он стал её мужем, а когда Камилла умерла (заболела желтухой на Кавказе), эмигрировал в Великобританию. Туда же уехала его мать, о которой уже писалось в «Утиной правде», в статье о Литвинове (см. материал 3.06.2005).

 Для полноты картины немного расскажем о Прокофьеве-отце, который именовал Литвинова не иначе как «заболевшим манией величия аптекарем». Сергей Сергеевич был типичным английским небожителем, вернулся в СССР в середине тридцатых. Держался он, как и подобает члену верховной касты, с подчёркнутым пренебрежением к большевистским холуям. Например, никогда не надевал советских орденских колодок на официальные мероприятия. Его костюм гордо украшала одна маленькая штучка – значок Лондонского Королевского Музыкального общества. Это была броня почище семи орденов Ленина. Когда член политбюро Жданов критиковал Прокофьева с трибуны, Сергей Сергеевич лениво переговаривался с соседом. Вскоре Жданова отравили, а Прокофьеву дали Сталинскую премию. Сейчас это подаётся как «гонения на великого композитора».

Вернёмся к Камилле Грей. Грей была лишь прилежным исполнителем «домашнего задания». В Россию её послали, задание она выполнила. Например, открыла американцам Малевича и заставила их покупать за бешеные деньги бесчисленные чёрные квадраты. Гораздо более серьёзным человеком был друг молодости Камиллы, мистер Джон Стюарт. 

Джон Спенсер Иннес Стюарт родился в городе Абердин в Шотландии в 1940 году в семье «фермера». Как это водится среди детей шотландских «фермеров», учился маленький Джонни в Итоне. Здесь он не на шутку увлёкся рисованием. По странному стечению обстоятельств, учителем рисования в Итоне был родной брат знаменитого «советского шпиона» сэра Энтони Бланта.  По окончании Итона юноша Стюарт воспылал необыкновенным интересом к русской культуре и поступил в Кембридж, изучать русскую филологию. Одновременно он общался с живущими в Англии представителями русской знати (печально прославившейся своими связями с Интеллидженс Сервис). «Представители» (например, семейство Клейнмихелей) рассказывали молодому студенту много интересного про Россию. И, наконец, так очаровали восторженного шотландца, что тот принял православие. Вот ведь как бывает. Одновременно Стюарт стал собирать иконы. В этом качестве, как это обычно бывает у выпускников Кембриджа, устроился работать грузчиком на аукцион в Сотбисе. Способный грузчик через некоторое время оказался на стажировке в московском Научно-исследовательском институте реставрации имени Грабаря. Здесь, с помощью своей давнишней подруги Камиллы Грей, грузчик устанавливает обширные контакты с местной интеллигенцией, затем при помощи другой подруги устанавливает такие же контакты в православной Греции. После этого Стюарт организует и возглавляет русское отделение Сотбиса, через которое начинают проворачиваться многомиллионные сделки. Именно Стюарт занимает ключевую позицию «мастенабивания», то есть имеет клеймо, превращающее фальшивку стоимостью в 10 фунтов в подлинник стоимостью 10 000 фунтов. Нетрудно догадаться, что значительная часть пропущенных через Сотбис «размалевичей», «фаберже» и крашеных досок (волшебных «икон») являются абсолютными подделками. Так «Интеллидженс сервис» сочетает приятное с полезным. Далеко идущие политические цели - с масштабной эксплуатацией доверчивости и предрассудков людей, не имеющих счастья состоять в этой почтенной организации.

Как все люди его ведомства, Стюарт был (он умер два года назад) человеком пьющим и шалящим. Пользуясь безнаказанностью, он не старался особо согласовывать части своего имиджа друг с другом. Мол, если кто скажет «у вас ус отклеился», покажу корочку, чудак и заткнётся. У нас на острове по-простому. Чего стесняться-то. Стюарт и не стеснялся. С одной стороны, написал труд «Иконы: триумф православия», книгу наукообразную, отчасти религиозную и весьма полезную. Опираясь на неё, Стюарт мотивировал аукционную оценку икон «учётом духовной традиции, которая их породила», то есть внутренним голосом, который он постоянно слышал как православный человек. Одновременно Джонни был… заядлым рокером и гонял по Лондону на гигантском мотоцикле в кожаной униформе с металлическими заклёпками и черепами. Среди рокеров он был настоящим кумиром, автором мирового бестселлера об их житье-бытье.

Кульминацией деятельности Стюарта в Сотбисе стала скандальная «русская распродажа» в  декабре 1995 года. Взяв кассу на пике популярности русского искусства, он ушёл со своей должности и организовал посредническую фирму по перепродаже русских ценностей. Его компаньоном стал потомок русских аристократов, а ныне английский холуй Ванька Самарин. Разумеется, это предприятие тоже оказалось весьма успешным. Причина понятна. Как сказано в русскоязычном некрологе:

«Объяснение успеха Джонни незамысловато. Просто он любил свое дело, вкладывал в него всю душу, думал в первую очередь не о деньгах - что чаще всего встречается в среде дилеров - а о спасении шедевров русского искусства».

Понятно. При чём здесь спекуляция и шарлатанство.

Как известно, англичане доспасали русское искусство до такой степени, что недавно разразился неслыханный скандал. Президент РФ для личных апартаментов купил несколько полотен русских художников  XIX века. Все они оказались грубыми фальшивками.

О том, что делали мистеры Стюарты с художественными сокровищами России в 20-30-е годы лучше не вспоминать. ВОЛОСЫ ДЫБОМ.

Впрочем, в своё время мы вспомним и об этом.