09.02.2008   l   14:09
03.05.2006
Дж.Оруэлл. Шекспир и Толстой

 
Продолжаем "шекспировскую тему". После публикации блестящего эссе Толстого (см. материалы УП от 25 января, 1, 8 и 22 февраля с.г.) непредубеждённому человеку очевидно, что Вильям Шекспир – напыщенный болван, сконструированный государственным аппаратом Великобритании для ради важности. Мол и на варварских болотах северной Европы могут произростать настоящие литературные таланты. Сравнение "творений" Шекспира с украденными подлинниками (см. материал от 15 марта и 5 апреля) сделало картину ещё пикантнее. Оказывается никакого Шекспира нет вообще – это конгломерат ворованных европейских текстов, большей частью итальянских, кое-как переведённых на английский язык в 17-18 веке и приписанных никогда не существовавшему "Шолохову".

Интересно, как на эту вполне очевидную истину реагируют островные интеллигенты? Ну, основная часть, со свойственной англичанам подлостью и лицемерием уминает государственный пирог с капустой, попукивает и на голубом глазу распинается в любви к немыслимым красотам шекспирианы. Для маскировки английские филологи в штатском выдумывают "Шекспировскую проблему". Мол де Шекспир это замаскированная особь королевских кровей, философ Бекон, женщина или инопланетянин. По этому поводу выпускается обширная литература, защищаются диссертации, шумят псевдоисторические баталии. И никто не отхлещет подлеца-"шекспериста" половой тряпкой по глазам: "Пошли бы папаша на производство – в шахту или там к токарному станку. РАБОТАТЬ. Негоже всю жизнь жить ПАРАЗИТОМ". Паразитов в Англии защитает тайная полиция – квинтэссенция паразитизма и лейбгвардия островных дармоедов: не работать, не учиться, а только хулиганить, развратничать, пить бутылками виски и безнаказанно издеваться над людьми.  

Ладно. Но есть же у 60-миллионного народа кроме паразитов, палачей, стукачей и плебса какая-никакая интеллигенция – люди совестливые, талантливые, да и просто умные и ироничные. Конечно есть! Только обработаны они с младых ногтей зловонной шовинистической пропагандой, внушено им ни на чём не основанное представление о своей исключительности и расовом превосходстве, только задавлено в феодальном королевстве естественное чувство гуманности, справедливости, уважения к истине и к высокой культуре других народов. Англичанин это не столько индивидуалист-европеец, сколько несчастный детдомовец, принятый государством в пионеры и всю жизнь марширующей по жизни с барабаном и в дурацком галстуке.

Чтобы показать, до какой степени интеллектуальной тупости, сиротского шовинизма и социальной неполноценности опущены жители Великобритании – старого и поэтому примитивного индустриального государства, - опубликуем золотушные "возражения" Толстому умного и тонкого Джорджа Оруэлла.

Первую свою антитолстовскую филиппику Оруэлл произнёс на БибиСи. Весьма показательна дата выступления – 7 мая 1941 года. В это время Британская Империя в одиночку сопротивляется объединённой немцами континентальной Европе. Неуспехи дипломатии и военных Черчилль пытается заглушить геббельсовской пропагандой – ушатами боевых радиопомоев, льющихся на обывателей из миллионов репродукторов. В дело идёт всё. В том числе и ответ зарвавшемуся континентальному писателю, осмелившемуся усомниться в величии английской литературы. Как говорится, не прошло и пятидесяти лет как англичане удостоили Льва Толстого ответа. Нашли время и место.

Что же ответили Толстому? Судите сами: 

На прошлой неделе я говорил о том, как трудно, почти невозможно отделить друг от друга искусство и пропаганду, и о том, что к «чисто» художественной оценке непременно примешиваются соображения, рожденные моральными, политическими или религиозными привязанностями. Во времена бедствий, такие, как десять последних лет, эти глубокие, порой неосознанные привязанности так или иначе наталкивают на конкретные сознательные поступки. Критики теперь все чаще занимают определенную позицию, едва-едва сохраняя видимость беспристрастности. Однако отсюда не следует делать вывод, будто вообще не существует такого явления, как художественная оценка, и что любое произведение искусства — это просто-напросто политический трактат, который и надо оценивать соответственно. Если мы будем рассуждать таким образом, то зайдем в тупик и не сумеем объяснить многие крупные и очевидные факты искусства. В качестве иллюстрации я предлагаю рассмотреть один из величайших в истории образцов моральной, неэстетической, точнее сказать, антиэстетической критики — статью Толстого о Шекспире.

Толстой написал ее на склоне лет и подверг Шекспира жесточайшей критике. Он хотел показать, что Шекспир — отнюдь не великий писатель, каким его считают, а, напротив, совсем никудышный сочинитель, один из самых недостойных и отвратительных сочинителей в мире. Статья вызвала взрыв негодования, однако, насколько мне известно, никто не сумел сколько-нибудь убедительно ответить Толстому. Больше того, я попытаюсь доказать, что на статью в целом вообще невозможно ответить. Кое-какие утверждения Толстого, строго говоря, верны, другие являются преимущественно делом вкуса, а о вкусах не спорят. Я вовсе не хочу сказать, что в статье нет ни единого пункта, по которому можно было бы выставить возражения. Местами Толстой просто противоречит сам себе; многое в текстах он понял неправильно, поскольку не проник в чужой язык; кроме того, мне кажется, есть основания говорить, что сильная неприязнь Толстого к Шекспиру, ревностное желание развенчать писателя толкнули его на некоторые передержки или, во всяком случае, побудили его намеренно закрывать глаза на очевидные вещи. Однако все это не имеет прямого отношения к существу дела. То, что написал Толстой, в основе своей и по-своему правомерно, и его высказывания внесли полезную поправку в слепое преклонение перед Шекспиром, которое было модно в то время. Какие бы доводы ни приводить, лучший ответ Толстому не в них, а в том, что вынужден сказать он сам.

Толстой утверждает, что Шекспир — ничтожный и пошлый писатель, что у него нет ни собственной философии, ни стоящих мыслей, нет интереса к общественным и религиозным проблемам, нет изображения характеров и естественности положений, что миросозерцание у него самое суетное, безнравственное, циничное — если вообще правомерно предполагать у него определенное и серьезное отношение к жизни. Он обвиняет Шекспира в том, что тот составлял свои драмы кое-как, нисколько не заботясь о правдоподобии, вводил в них немыслимые фантазии и невероятные события, заставлял своих героев говорить вычурным, ненатуральным языком, каким никогда не говорили живые люди. Он обвиняет Шекспира в том, что его пьесы — заимствованные, внешним образом, мозаично склеенные из монологов, баллад, дебатов, низменных шуток и прочего, и что автор не дал себе труда задуматься, насколько они уместны по ходу действия. Он обвиняет его в том, что он принимал как должное господство сильных и социальную несправедливость, которые царили в его время. Словом, Толстой считает Шекспира неряшливым писателем и сомнительным в нравственном отношении человеком и, главное, обвиняет его в том, что он не мыслитель.

Многие из этих обвинений вполне опровержимы. Неверно утверждение, будто Шекспир безнравственный писатель — в том понимании, которым пользуется Толстой. Совершенно очевидно, у Шекспира есть свой моральный кодекс, это видно во всех его сочинениях — другое дело, что он отличается от толстовского. Шекспир больший моралист, чем, например, Чосер или Боккаччо. И он вовсе не глупец, каким его пытается выставить Толстой. Время от времени, можно сказать, как бы между прочим у него встречаешь такие прозрения, которые выходят далеко за пределы его времени. В этой связи хочется привлечь внимание к разбору «Тимона Афинского» Карлом Марксом — тот в отличие от Толстого восхищался Шекспиром. Однако повторю сказанное: в целом Толстой прав. Шекспир — отнюдь не мыслитель, и историки литературы, уверяющие, что Шекспир был одним из величайших философов в мире, порют вздор. Его идеи представляют собой мешанину из всякой всячины. Как и у большинства англичан, у него есть свой свод правил поведения, но никакой стройной философии и вообще способности к философствования». Верно и то, что он не заботится о правдоподобии и логике характеров. Известно, что он безбожно заимствовал сюжеты у других писателей и переиначивал на свой лад, нередко привнося в них бессмыслицу и нелепости, которых не было в оригинале. Когда Шекспиру попадался верный, не запутанный сюжет, как, например, в «Макбете», характеры его достаточно логичны, но в большинстве случаев их поступки по обычным меркам совершенно невероятны. Во многих его пьесах нет даже той доли правдоподобия, которая должна присутствовать в сказках. Да он и сам не принимал свою драматургию всерьез, во всяком случае, мы не располагаем такими свидетельствами, и видел в ней только средство к существованию. В сонетах он нигде не говорит о пьесах, как будто и не писал их, и лишь однажды довольно стыдливо упоминает, что был актером. В этом отношении позиция Толстого оправданна. Заявления, будто Шекспир был глубоким мыслителем, развивающим оригинальную и стройную философию в безукоризненных с технической стороны и полных тонких психологических наблюдений пьесах, просто смехотворны.

Однако что доказал этим Толстой, чего он добился? Он, очевидно, полагал, что его сокрушительная критика должна уничтожить Шекспира. Как только он напишет статью или, во всяком случае, как только она дойдет до широких кругов читающей публики, звезда Шекспира должна закатиться. Поклонники Шекспира увидят, что их кумир повержен, поймут, что король гол и пора перестать восторгаться им. Ничего этого не произошло. Шекспир повержен и тем не менее высится как ни в чем не бывало. Его отнюдь не забыли благодаря толстовской критике — напротив, сама эта критика сегодня почти совершенно забыта. Толстого много читают в Англии, но вот оба перевода его статьи давно не переиздавались. Мне пришлось обегать пол-Лондона, прежде чем я раскопал ее в одной библиотеке.

Таким образом, получается, что Толстой объяснил нам в Шекспире почти все, за исключением одного-единственного обстоятельства: его небывалой популярности. Он и сам отдает себе в этом отчет и крайне удивлен фактом популярности Шекспира. Я уже сказал выше, что самое лучшее возражение Толстому заключено в том, что вынужден сказать он сам. Толстой задается вопросом: как объяснить это всеобщее преклонение перед автором ничтожных, пошлых и безнравственных произведений? Разгадку Толстой усматривает в существовании некоего международного заговора с целью скрыть правду или же в массовом наваждении, как он выражается — в гипнозе, которому поддались все, кроме него. Вину за этот заговор или наваждение Толстой приписывает группе немецких эстетических критиков начала девятнадцатого века. Это они начали распространять гнусную ложь, будто Шекспир — великий писатель, и с тех пор ни у кого не хватило мужества дать им отпор.

Впрочем, не будем тратить времени на подобные теории. Все это несусветная чепуха. Подавляющее большинство людей, получающих удовольствие от шекспировских спектаклей, ни прямо, ни косвенно не испытывали влияния каких-то немецких критиков. Шекспир очень популярен, и его популярность не ограничивается начитанной публикой, а захватывает и обыкновенных людей. Шекспировские пьесы при жизни писателя занимали по постановкам первое место в Англии и занимают первое место сейчас. Шекспира хорошо знают не только в англоязычных странах, но и в большинстве других стран Европы и во многих частях Азии. Я сейчас говорю с вами, и почти в это самое время Советское правительство проводит торжества, посвященные триста двадцать пятой годовщине смерти Шекспира, а на Цейлоне мне однажды довелось побывать на шекспировском спектакле — он игрался на языке, о котором я слыхом не слыхивал. Значит, в Шекспире есть что-то бесспорное, великое, неподвластное времени, то, что сумели оценить миллионы простых людей и не сумел оценить Толстой. Шекспир будет жить, несмотря на то что он не оригинальный мыслитель и его пьесы неправдоподобны. Такими обвинениями не развенчать Шекспира — так же как гневной проповедью не погубить распустившийся цветок.

Случай со статьей Толстого, по-моему, добавляет кое-что важное к тому, о чем я говорил на прошлой неделе, а именно о границах искусства и пропаганды. Он показывает односторонность критики, занятой только материалом и смыслом произведения. Толстой разбирает не Шекспира-художника, а Шекспира — мыслителя и проповедника и при таком подходе легко ниспровергает его. Однако толстовская критика не достигает цели, Шекспир оказался неуязвим. И его известность, и наслаждение, которое мы получаем от его пьес, нисколько не пострадали. Очевидно, художник — это выше, чем мыслитель и моралист, хотя он должен быть и тем и другим. Всякая литература дает непосредственный пропагандистский эффект, но только тот роман, или пьеса, или стихотворение не канет в вечность, в котором заключено нечто помимо мысли и морали, то есть искусство. При определенных условиях неглубокие мысли и сомнительная мораль могут быть хорошим искусством. И если уж такой гигант, как Толстой, не сумел доказать обратное, то вряд ли кто еще докажет это.

Итак что же ответил блестящий Оруэлл Толстому? Шолохов не может быть плохим писателем, так как в прошлом году состоялась конференция, посвящённая его творчеству в Таллине, в этом году в Таджикистане вышел новый перевод "Поднятой целины", творчество Шолохова высоко оценивал товарищ Сталин.

Видимо понимая всю смехотворность своего выступления, английский радиопропагандист после войны пишет на эту же тему отдельную статью – "Толстой и шут". Публикацию этой статьи (на наш взгляд, жалкой и позорной) мы сделаем в следующей Литературной страничке "Утиной правды"