09.02.2008   l   14:09
06.11.2006
Серьёзный разговор II. Безголовые отцы

 
«Линдсей из нашего управления координации политики задал тон, заявив на первой встрече с американцами, что  единственный албанец, которого он видел, висел вниз  головой  на  параллельных брусьях. Даже в более серьезные  моменты мы, англосаксы, не забывали, что наши агенты лишь недавно спустились с деревьев».
(Ким Филби, "Моя тайная война")
Какова мотивация деятельности «Кембриджской пятёрки»? Ну, с точки зрения советского мракобесия все ответы даны до возникновения вопросов. В предисловии к первому изданию книги Филби в СССР (1988 год) написано исчерпывающе:

«Выдающийся    советский разведчик-интернационалист посвятил всю  свою сознательную  жизнь делу коммунизма, делу защиты завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции,  разоблачению  агрессивных  планов  империалистических  держав  и подрывной   деятельности  их   спецслужб,  направленной  против   Советского государства, против мира и социального прогресса. <...> Ким Филби уже в молодые  годы  выбрал свой путь  - путь  борьбы  против фашизма, за торжество идей марксизма-ленинизма, социальную справедливость  и прогресс. Горячее сердце  и осознание необходимости принять личное участие в этой борьбе  привели  его в  ряды советской разведки,  где он овладел  всеми методами  и  приемами  работы, закалил характер  и  волю,  рискуя  жизнью, в течение  долгих лет сражался на переднем  крае  невидимого фронта.  Вера  в  торжество  идей марксизма-ленинизма помогала  Киму  Филби выстоять в тяжкие годы  сталинских репрессий,  когда бесследно  исчезали его советские коллеги, еще недавно  работавшие рядом. Глубокая убежденность  в  правоте дела,   которому  он  посвятил   жизнь,   верность социалистическим идеалам, готовность к  самопожертвованию и несгибаемая воля позволили Киму  Филби успешно выдержать все выпавшие на его долю испытания, с честью выполнить долг советского разведчика-интернационалиста».

Это всё понятно. А СЕРЬЁЗНО? Ведь действия людей должны быть замотивированы. Что РЕАЛЬНО заставило студентов Кембриджа пойти на предательство своей родины, - культурной демократической страны, - и пойти в услужение к хозяевам дикой азиатской сатрапии, уморившей голодом, сгноившей на каторге и положившей в бездарной бойне лучшую часть своего народа?

Неужели это были фантастические простачки, поверившие сталинской пропаганде? Или их запугали, опутали липкой сетью шантажа советские гроссмейстеры плаща и кинжала? А может это беспринципные карьеристы, решившие любой ценой пролезть в высшие слои общества? Заработать денег?

Что ж, давайте, посмотрим внимательно, из кого состояла сталинская агентурная сеть в UK.

Энтони Блант – троюродный брат английской королевы Елизаветы II. Отец Бланта - англиканский священник, капеллан британского посольства в Париже. Энтони окончил привилегированную школу в Мальборо, в Кембридже сначала занимался математикой, потом историей французской живописи и литературы.

Гай Берджесс – полное имя Гай де Монси Берджесс. Отец - капитан первого ранга королевского ВМФ. Гай окончил Итон и два года обучался в привилегированном Военно-морском колледже в Дортмуте (этот колледж окончил, например, принц Чарльз). В Кембридже Берджесс изучал историю, в частности историю национальных волнений в британских колониях. Окончив Тринити-колледж, устроился диктором на БиБиСи. С апреля 1938 по май 1940 работал курьером в доме Ротшильдов, обеспечивая личную доверительную переписку между премьер-министром Франции Даладье и премьер-министром Великобритании Чемберленом. С января 1939 года Берджесс работает в управлении Д (пропаганда и подрывная деятельность) МИ-6.

Ким Филби – родился в Индии, в семье крупного колониального чиновника. На самом деле его звали Гарольд Рассел Филби. «Ким» это имя персонажа шпионского романа Редьярда  Киплинга. Отец Кима, Гарри Сент-Джон Филби-старший был кадровым сотрудником английской разведки и специализировался на «котоводстве». Такой «котовод» пристраивался к туземному царьку, какому-нибудь Иосивиссарру Джугашвилепотаму и превращал его в безвольную марионетку британской короны. Сначала «котом» был индийский раджа, затем Филби-старший вонзил контрольный хоботок в мозг короля Саудовской Аравии Ибн-Сауда. В лондонских клубах или на дерби Филби-старший появлялся во фраке, писал статьи в «Таймс», баллотировался в парламент. В Эр-Рияде «котовод» ходил в арабской одежде и разговаривал по-арабски. Он исповедовал ислам, у него была рабыня-наложница. Туземный царёк осыпал его местными «орденами Ленина», «знаками почётного чекиста» и тому подобной азиатской бижутерией. Кретин-полковник Гордиевский, «бежавший» в Лондон и осмелившийся написать двухтомную историю внешнеполитических операций КГБ (разумеется, под патронажем английского «мистера Присоскинда» – Кристофера Эндрю) на голубом глазу провёл смелую аналогию:

«Как впоследствии и Ким, его отец выдавал британские секреты иностранной державе, к которой он питал больше симпатии, - правда, делал он это в несравнимо более скромных масштабах. Воспылав уважением к Ибн Сауду, он передал ему секретные документы по Ближнему Востоку».

Впрочем, это не столько тупость арапчонка Гордиевского, сколько остроумие котовода Эндрю.

Филби-младший окончил Вестминстерскую школу, где ещё помнили его отца, и поступил в  Тринити-колледж Кембриджского университета, где также учился его отец. «Ким», названный так в честь отважного шпиона шпионом-отцом (причём шпионом экстра-класса, посильнее знаменитого Лоуренса Аравийского), своего отца боготворил и делал жизнь с сего «мистера Дзержинского» вполне сознательно.

Джон Кернкросс – единственный из пятёрки, он по происхождению принадлежал не к высшему, а к среднему классу. Тем не менее Джон легко сделал карьеру, а его старший брат стал выдающимся экономистом: возглавлял правительственную экономическую службу и был руководителем колледжа Св. Петра в Оксфорде, а затем университета города Глазго. Перед Кембриджем Джон Кернкросс учился в Глазго и в Сорбонне. Тринити колледж он окончил первым, ему предложили остаться в аспирантуре и рекомендовали в министерство иностранных дел, где он и начал свою карьеру. 

Дональд Маклин – отец Маклина преуспевающий адвокат и политик, министр в правительстве Рамсея Макдональда. Дональд после окончания Кембриджа работал в Форин-оффис, занимая должности в английских посольствах во Франции и в Египте, наконец возглавив американский отдел МИДа.

Теперь окинем мысленным взором мудрецов, сконструировавших чудовищный механизм кембриджской морской звезды.

Мы уже имели счастье писать о Фитине, супермозге советской разведки из Института мелиорации (см. материал от 29 августа 2005 года). А вот типичная, даже типичнейшая биография крупного советского агента, «волосатой щупальцы супермозга», которой он шарил по поверхности старушки-планеты:

Барковский Владимир Борисович, родился в 1913 году в Белгороде. Образование начальное. Работал слесарем. Был направлен советской властью на рабфак, в ударном порядке окончил Московский станко-инструментальный институт. В 1939 году по разнарядке очутился в НКВД, и через несколько месяцев ликбеза на подкидной доске попал в Лондон... где тут же завербовал агента, работающего в сверхсекретном атомном проекте и более того, имеющего прямой доступ ко всей технической документации. (Речь идёт о Мелите Норвуд – о ней мы писали 28 июня прошлого года.)

Считается, что непосредственно вербовку кембриджской звёздочки осуществлял Арнольд Дейч. Дейч действительно колесил по Европе, выполнял различные поручения Коминтерна.  Но это мелкий прощелыга с порнографическими картинками. его уровень это организация секс-клубов для чумазых австрийских пролетариев (знаменитый венский «фрейдомарксизм»). В Англии он попал в 1934 и за год с места в карьер завербовал кембриджскую элиту. Более того, и в Москве Дейч впервые появился лишь в 1932 году, где и был принят на работу в ОГПУ.

Чувствуя, что 30-летний сексуальноозабоченный засранец мелковат для роли отца-основателя самой мощной шпионской сети ХХ века, указывают лондонского куратора Дейча - Малого. 40-летний майор НКВД Малый (или Малой) действительно человек посерьёзнее. Только вот биография его больно праздничная. Настоящая фамилия Малого Малли, это сын венгерского военного чиновника. Он учился на богословском факультете Венского университета, после начала войны пошёл на фронт капелланом, в 1916 году попал в русский плен и... Сразу же после октябрьской революции, католический священник неподетски воспылал любовью к советской власти, стал зверствовать в карательных интернациональных отрядах, а в 21 году, вдосталь понабивав колодцы трупами русских крестьян, отправился поправлять здоровье на должности начальника отдела ГПУ Крыма. С 1932 года отец понёс свет евангельский в Европу. Благо Теодор Малли знал, кроме родного венгерского и латыни, немецкий, английский, французский и сербо-хорватский. Ну и русский, разумеется.

Правда, шлёпнули родимого в 1938. Да и на кого он работал с такой биографией, большой вопрос. Связи австро-венгерской разведки с Интеллидженс Сервис хорошо известны. Кто, кстати, был резидентом советской разведки в Великобритании во время работы Малли? Некий Арон Шустер. Что о нём известно. А ничего. Говорится, что он не был настоящим резидентом, а так - ненастоящим. Подставная фигура. В энциклопедическом словаре российских спецслужб, выпущенном в  Москве в 2002 году, дана исчерпывающая информация:

«Арон Вацлавич Шустер. (?-?) Сотрудник советской внешней разведки. Возглавлял в 1934-1939 годах резидентуру внешней разведки НКВД в Лондоне (Великобритания)».

Особенно хорош знак (?-?). Год рождения и год смерти неизвестен, а Лондон в Великобритании. Спасибо, это мы запомним.

Люди поумнее пытаются авторство кембриджской пятёрки перенести от НКВД к Коминтерну. Это помогает устранить важный анахронизм.  Летом 1934 года, ещё ДО вербовки Гай Берджесс ездил в Москву и встречался с Пятницким, заведовавшим Отделом международных связей Коминтерна. Именно по результатам беседы Дейч в начале 1935 оформил Берджесса как сотрудника внешней разведки.

Спору нет, в партийной иерархии ВКП(б) Пятницкий (Иосиф Таршис) стоит гораздо выше Дейча или Малли. Это коммунист с дореволюционным стажем, член ЦК.

Только уровень у него по сравнению с лощёными кембриджскими студентами ниже плинтуса. Образование у Таршиса начальное, в молодости работал дамским портным. Фамилию взял по партийной кличке – «Пятница», данной в честь персонажа романа «Робинзон Крузо». Дурак, расстрелян в 1937 году.

Ещё называют имя Меера Трилиссера. Тоже советский гений из цыган: сын сапожника, образование: городское училище в Астрахани. Расстрелян Сталиным.

В конце-концов, кто такой Сталин? Азиатский интеллигент-недоучка в первом поколении.

Что мы видим? С одной стороны, - представителей коренного английского истеблишмента, детей потомственных руководителей разведки, колониальных чиновников, министров, офицеров и генералов.

С другой стороны, - людей без рода, без племени, проделавших удивительные трансформации не то что за годы, а за месяцы. Вчера это капеллан австро-венгерской армии, сегодня садист из ЧК, завтра - специалист по вербовке западных интеллектуалов. А послезавтра – «незаконно репрессированный» труп в братской могиле.

При этом, обратите внимание, не было зафиксировано ни одного случая неуспешной вербовки. Дети сапожников и аптекарей, никогда не имевшие опыта разведывательной работы, сорганизованные в на коленке собранную ЧК, сотрясаемую чистками и скандалами, действовали со 100% эффективностью. В 30-е годы не было ни одного срыва. А ведь вербовка «перспективной молодёжи» это рыбная ловля с помощью сетей, а не тир. И в тире можно промахнуться, а здесь, дай Бог, одна разработка из 10 пройдёт.

Впрочем, чего мы о мелочах. давайте поднимем головы от прозы жизни и посмотрим на «макропоказатели». Старая шпионская империя с гигантским опытом разведывательной и контрразведывательной работы, и двадцатилетняя скороспелка, «развивающееся государство» во главе с полукультурным сыном сапожника-азиата. Видели таких «бразилий» англичане на своём веку много.

И вдруг такой успех.

Спрашивается, а чего английскими лопухами давилась хвалёная германская разведка? Ведь дураки дальше некуда. Чего с ними нянчились индийцы или малайцы? Египтяне? Взяли бы и перевербовали свою метрополию. Ведь обработать англичанина может и ребёнок. Однако что-то с вербовкой персонала зоопарка у обезьян вышла заминка. Не догадались. А сталинские обезьяны они умные. Возьмут оксфордского профессора, привяжут к стулу в тихом уголке, прочитают вслух номер «Правды». Дурачок и разомлеет: в Сталинградской области построили новый трактор, большой урожай зерновых собрали колхозники Владимирской области, в Чите разоблачена банда троцкистских людоедов, сыпавших в детсаде стекло в котёл с компотом. Вот только советские люди языкам не обучены, так не беда, для такого дела можно попросить перевести оксфордского филолога.  Или венгерского капеллана.

Единственная версия, которая ХОТЬ КАК-ТО могла бы объяснить кембриджскую фантасмагорию без существенного изменения «картины мира», это вербовка так сказать животная, когда зверя берут за жабры. Точнее, за яйца. Пять человек из социальных верхов при целевой обработке так завербовать нельзя, а одного-двух, пожалуй, подцепить можно. Не удивительно, что такая версия действительно высказывалась. Известно, что несколько членов пятёрки были бисексуалами, а Энтони Блант – стопроцентным гомосексуалистом. Только использовать для шантажа гомосексуализм В АНГЛИИ, да ещё среди АРИСТОКРАТИИ, да ещё в КЕМБРИДЖЕ... Даже до первой мировой войны это звучит как шутка. А в Кембридже 30-х годов, пожалуй, из студентов кое-кто ещё ПРИТВОРЯЛСЯ гомосексуалистом. Для повышения реноме среди сверстников. С Энтони Блантом произошёл характерный случай. Когда слухи о его сотрудничестве с КГБ получили официальное подтверждение и королевским указом он был лишён рыцарского звания, Бланта бросил постоянный сожитель. То есть не гомосексуализм послужил позорным фактом, могущим использоваться для вербовки, а вербовка послужила позорным фактом для гомосексуалиста.