09.02.2008   l   14:08
24.01.2007
Интервью с Расселом Уоллесом (продолжение)

Простите, я не понял, почему Вы открыли код. Зачем Вам понадобилась чужая помощь, чтобы играть?

- Одно из удовольствий непосредственной игры — наблюдать за тем, что происходит, заглядывать через плечо, получать копии дипломатических сообщений и т.п., что я не могу делать, если играю сам; так что я предпочитал дожидаться, когда запустят другие люди, а затем присоединяться к этим партиям.

- Можете Вы рассказать технические детали тех игр? Вы подключались к Internet-у раз в день и получали все приказы?

- В основном да.

- Это все работало в автоматическом режиме или Вы запускали это вручную?

- В полуручном режиме.

- Что по поводу дипломатической почты? Игроки посылали ее на сервер или на прямые адреса?

- На реальные адреса (с обязательной копией мне, для вышеописанного удовольствия наблюдать за тем, что происходит).

- Сколько партий Вы организовали?

- В общей сложности семь, если мне не изменяет память.

- И… сохранились ли у Вас архивы? Что угодно из первых партий!

- Боюсь, нет; в те дни дисковое пространство было слишком дефицитным, чтобы тратить его на хлам, который не будет использоваться.

- Вы сказали о DOS. И как оно работало с компьютерными сетями?

- В моем случае у меня был вход на VAX-6230 колледжа с 1.5МБ, если мне не изменяет память, дискового пространства; так что когда наступало время хода, я должен был дозвониться из дома (диалап), зайти, скачать все приказы, выйти, сделать ход, запустить программу генерации почтового скрипта для отправки отчетов, дозвониться снова, выложить отчеты (Zmodem) и почтовый скрипт (ASCII) (что касается почтовой программы, это было так, как будто бы я печатал их; я думаю, времени ожидания - 10 секунд на строку, 30 секунд на отчет — на это хватило бы).

Полагаю, что на UNIX машинах с постоянным подключением к сети люди использовали бы стандартные для UNIX почтовые утилиты (хотя на самом деле я просто фантазирую, что было бы лучше, я не помню чего-либо для этой цели).

- Простите меня. Вы говорили нам, что первая версия реально не работала. Сейчас Вы говорите о версии 2? Кто тестировал первую версию?

- Версию 1 на самом деле тестировал я сам и пришел к тому, что ее нужно нафиг переписать :Р

- Понятно. Я знакомился с компьютерами во времена Spectrum (великая машина для тех времен, из England, насколько я понимаю), много позже 286. Но первым личным компьютером был уже Pentium I.

- Да, Spectrum появился в Англии. (У меня был Commodore 64, другая из наиболее популярных в 80-е годы машин; владельцы Commodore и Spectrum имели привычку оскорблять друг друга в школе :))

- Я опять о МОО. MOO 1 на много больше подобна Galaxy чем MOO 2 и 3.

- О, ок, понятно.

- Всё-таки, как Вы считаете, для Galaxy лучше быть open-end или быть игрой с конечной целью (победой)?

Я думаю, что Galaxy с четким критерием победы в качестве конечной цели лучше, потому что она таким образом написана; она не разрабатывалась как неограниченная во времени игра. Какая-то другая игра могла бы быть более увлекательной в варианте open-ended.

- Знаете ли Вы создателей русской Galaxy? Евгений Тимофеев, Дмитрий Бутенко, Антон Круглов?

- Боюсь, нет.

- Что Вы думаете о популярности Galaxy в России? У нас уже 12 лет существует регулярная галаксианская пресса, множество серверов, разнообразные игры. В командных партиях Россия против сборной мира — Россия выигрывала всегда (4 раза).

- Класс!

- Вы знаете о наших правилах Galaxy? Тороидальная карта, бомбинг, голосование… Каково Ваше отношение к нашим версиям Galaxy?

- Тороидальная карта, я слышал о ней, она несколько усложняет визуализацию, но математически элегантна, а так же несколько более сбалансирована. Я не помню другие опции. (Я думаю, это по-настоящему круто, что концепция игры работает настолько хорошо, что способна служить основой для изменений в правилах типа вышеназванных).

- Расскажите о себе :) Если вопросы покажутся Вам некорректными или очень личными, Вы, пожалуйста, извините меня.

- Нет, все нормально.

- Когда и где Вы родились?

- Дублин, Ирландия; 08.09.1970.

- Где Вы сейчас живете?

- Дублин, Ирландия.

- Кто Вы по образованию? Какой ВУЗ и по какой специальности Вы заканчивали?

- BA, Computer Science (Вычислительная Техника), Trinity College, Дублин; 1992. Средняя школа: St Andrews College, Дублин; 1988.

- Что такое «ВА»?

- «Бакалавр искусств». (Небольшое несоответствие: резонно было бы ожидать, что степень по научной/технической тематике будет называться «Бакалавр наук», но ничего не поделаешь.)

- Кем Вы работаете?

- Программист.

- Каково Ваше семейное положение? Женаты? Есть ли дети?

- Нет.

- Есть ли у вас увлечения-хобби? Какие?

- Основное в настоящее время — ролевые игры (модерируемые человеком, но играемые посредством IRC и OpenRPG; в настоящий момент я запускаю очередную пятничную кампанию); и, конечно, чтение научной фантастики и просмотр аниме.

- Играете ли Вы в какие-нибудь игры? Если да, то в какие?

- Из электронных игр мои любимые, вероятно, японские консольные; Shenmue, Grandia 2, Final Fantasy 10, Dark Chronicle и я сломал уже голову, какая же из них лучшая.

- Мммм… Можно ли получить Вашу фотографию?

- Боюсь, у меня нет фотокамеры под рукой.

- Вы упомянули про копии дипломатических сообщений. Я бы ни за что не посылал копии — было бы лень:)

- В Ваших словах есть логика, но каждому свое :)

- Неужели ничего не осталось из ранней игровой переписки? Совсем-совсем ничего? Первая (1.0) версия правил была бы очень интересна:) Для примера.

- Боюсь, ничего; с тех пор несколько раз менял машины.

- В России Commodore Amiga (правильное название?) не были распространены. А вот любители Spectrum в России существуют до сих пор. Фан клубы. Даже новый софт пишут для Spectrum :) Я нашел фан клуб Amiga среди англоязычных сайтов. Elite — моя любимая игра для Spectrum. Великая игра!

- Я играл в нее на Commodore 64 — да, она потрясная!

- Согласен, с Вашими словами о том, что концепция игры работает хорошо, если способна служить основой для вариабельных изменений в правилах. У нас существует сервер — Dragon Galaxy — который специализируется на запуске партий с различными изменениями. Они включаются как опции в произвольной комбинации. Этих особенностей несколько десятков!

Гейммастер Dragon Galaxy  Roman A.Makhnenko. Он очень злой тиран и узурпатор, но делает очень много для Galaxy. Если к нему привыкнуть он может даже казаться справедливым:) Но не может не казаться злым:)))

И подавляющие количество этих особенностей не изменяет общей концепции игры Galaxy.

Вот как раз самый интересный вопрос, состоит в том, как же Вы разработали концепцию игры которая прожила столько лет и до сих пор служит основанием для творчества других людей? Я понимаю, что мой вопрос несколько наивен и на него почти невозможно ответить. Но любые Ваши комментарии (соображения, принципы) описывающие создание концепции игры будут очень интересны:)

Боюсь, у меня нет лучшего ответа, чем я уже пытался дать :)

- Не могли бы Вы сказать пару слов о Вашей игре Rainbows End?

Запустил пару тестовых партий, было забавно; там, естественно, были недостатки и ограничения, и я планировал сделать вторую версию с исправлениями, более реалистичную, с большим количеством опций и т.д; но реаллайф поднял голову и я, к сожалению, никогда не имел времени, чтобы вернуться к ней.

- Не могли бы Вы сказать несколько слов о Galaxy PbeM Development Group (GPDG))? То что Вам покажется интересным. При каких обстоятельствах была создана и т.д.

- Боюсь, я не помню никаких деталей, кроме того, что уже сказал.

- Какую из созданных Вами игр Вы считаете наиболее успешной? Наиболее интересной лично Вам?

Колеблюсь между Гэлакси и Атлантис.

- Как Вы понимаете перспективу PBEM-игр? Какое будущее их ждет? Куда им меняться и зачем?

Я думаю, PBEM игры становятся менее популярными в результате соревнования с другими разновидностями, такими как MMORPG и игры с помощью веб-браузеров.

- Не знаете ли Вы кто родоначальник идеи PBRM?

Ну, PBEM — это естественный результат развития игр с помощью бумажной почты (Galaxy и Atlantis обе какое-то время игрались по бумажной почте), а самой ранней из тех, что мне известны, была игра в шахматы между парой европейских аристократов несколько веков назад. (Вообще нет абсолютно ранней, потому что каждый раз неизменно можно найти более раннюю, если получше постараться).

- Существует ли связь между StarCluster и Galaxy? Или нет?  

- Нет, до этого момента никогда не слышал об этой игре.

- Главное: как и при каких обстоятельствах у Вас родилась идея создать Galaxy???

Давайте посмотрим… Мне попалась реклама (не помню где) игры посредством бумажной почты под названием StarCluster (не имеет никакого отношения, насколько мне известно, к более современной игре с таким же названием), я на некоторое время загорелся, затем подумал «я могу сделать игру лучше, чем эта», я думаю, это происходило так. (Хотя реальный замысел Galaxy ничем не обязан StarCluster — как я говорил раньше, вдохновил меня на разработку Cosmic Conquest.)

- Простите, но как возможно играть в Galaxy и Atlantis по бумажной почте???

- Компания выкупила лицензию на игру, разместила рекламу в журналах, проводила запись с соответствующим взносом от игроков, распечатывала репорты, посылала их по почте, игроки писали приказы от руки и отсылали их обратно по почте; обычно один ход в две недели.

- Я поражен. Вы не шутите?

Может Вы имеете в виду не свои Galaxy и Atlantis? А какие-нибудь другие? А если Ваши, то, простите за нескромный вопрос: и за сколько Вы продали лицензию на Galaxy и Atlantis?:))) И как же называлась та компания?

- Нет, это не шутка, мои Galaxy и Atlantis. Не помню подробностей, слишком давно это было; помню, что это были деньги пива попить, ничего такого, за счет чего можно было бы жить; но получить деньги на пиво за что-то, что ты сделал для развлечения, классно, я не жаловался :)

- Однажды у меня были проблемы с интернетом и я носил приказ написанный на листике — в интернет-кафе носил (примерно в 2003-м году). Но что бы играть так всю партию… мне сложно в это поверить.

- В гору в обе стороны, парень :)

- Вы говорили, что первую версию вы тестировали сами, а во вторую уже играли по Internet-у. А в какую же версию играли по бумажной почте?

- Ну, мне это перестало быть нужным с тех пор, как у меня появилась электронная почта, но были люди, у кого не было доступа к интернету. (Таких, помнится, было порядочно в те дни, когда интернет был недоступен, кроме как в университете или другой крупной организации.)

- Хотели бы Вы что-нибудь добавить в Galaxy сейчас? Или сделать по другому?

- Ничего не приходит в голову.

- http://www.esatclear.ie/~rwallace/ — это Ваш сайт? Что там за пейзаж? Где это снято? Очень красиво.

  - Да, это мой, но в настоящее время я ничего с ним не делаю, не знаю, как долго он еще просуществует.

Я не помню, что это за пейзаж, думаю, где-то в Северной Америке; это какая-то фотография, которую я нашел в Internet-е, бесплатную для некоммерческого использования.

- Не можете ли Вы сказать примерные даты создания Ваших игр?

«Первая половина 90-х» — боюсь, это лучшее, что я могу сказать. Вы можете поискать в rec.games.pbm в Google Groups для определения более точной даты.