09.02.2008   l   14:08
03.04.2007
Правила Британия морями... (II часть)

Британский "Фьюриес" - первый в мире авианосец
 
Eсли по линейным кораблям, которые были построены в годы Великой Войны, Англии удалось сохранить хоть какое-то преимущество, то по авианосцам, которые в годы войны, собственно, у одной Англии и имелись, и соответственно были построены в межвоенный период, картина наблюдалась совершенно другая.

Как мы помним, обе страны могли построить корабли суммарным водоизмещением в 137 тысяч тонн, что, казалось бы, давало англичанам надежду как минимум на паритет. Тем более, что реальный опыт создания судов этого класса имела только Англия. Опыт тяжелый и трудный. Однако в отличие от ситуации с линейным флотом, у американцев были развязаны руки, и именно этот фактор стал решающим.

Вот как распорядилась отведенным ей тоннажем Англия. Во-первых, она переделала в авианосцы три неудачных до абсурда "легких линейных крейсера" - один типа "Фьюриес" и два "Корейджес". Это были корабли водоизмещением 22,5 тысячи тонн, которые развивали скорость 30 узлов и несли 36-48 самолетов. "Фьюриес" стал первым в мире авианосцем. На этом корабле, путем долгих, стоивших немалых жертв экспериментов англичане вывели "формулу авианосца", которая остается действительной и по сей день, - сплошная полетная палуба и сдвинутая к борту небольшая надстройка - "остров". Следующим британским авианосцем стал "Игл" - переделанный из строившегося по еще довоенному заказу для Чили дредноута "Альмиранте Кохрен" (1924 год, 21,5 тыс. тонн, 22,5 узла, 21 самолет). Событием в мировом судостроении, и очередным шагом в эволюции класса авианосцев стала постройка "Гермеса" - первого специально построенного, а не переделанного из других корабля этого класса, обладавшего, впрочем, весьма скромными характеристиками (1924 год, 11 тыс. тонн, 25 узлов, 20 самолетов). И только перед самой войной вступил в строй первый и единственный английский "эскадренный" авианосец, то есть корабль способный нести и обслуживать максимальное число самолетов, и развивать скорость хода сопоставимую со скоростью новейших линкоров, которые авианосцам, как думали военно-морские теоретики того времени, придется сопровождать. Это был "Арк Ройал" (1938 год, 22 тыс. тонн, 31 узел, 60 самолетов).

Американские авианосы класса "Лексингтон"
 
Теперь посмотрим, как обстояли дела за океаном. Здесь Вашингтонский договор сыграл на руку американцам, так как они сразу получили пару переделанных из новейших линейных крейсеров авианосцев класса "Лексингтон" (1927 год, 37,5 тыс. тонн, 33 узла, 63 самолета). Первым специально построенным американским авианосцем стал "Рейнджер" (1931 год, 14,5 тыс. тонн, 29 узлов, 76 самолетов). На этом эксперименты американцев закончились, и они пришли к заключению, что строить следует лишь "эскадренные" авианосцы, способные нести максимальную авиагруппу с максимальной скоростью, - концепция, блестяще подтвердившаяся в ходе войны. Таковыми стали два корабля класса "Йорктаун" (1937-38 гг., 20 тыс. тонн, 32,5 узла, 96 самолетов). В небольшой остаток "договорного" водоизмещения удалось уместить еще один авианосец - "Уосп" (1940 год, 14,5 тыс. тонн, 29,5 узлов, 76 самолетов).

Вывод из этой статистики можно сделать один. Британская судостроительная промышленность полностью проиграла американской в межвоенный период. Причем по инновациям англичане даже шли впереди, но промышленная мощь США с лихвой компенсировала это отставание. Каждая из стран обладала в итоге 6-ю авианосцами, но у англичан только два из них были специально построенными кораблями, а у американцев четыре! Из английских кораблей только четыре могли действовать совместно с быстроходными линкорами и крейсерами, тогда как у американцев этому критерию удовлетворяли все корабли. Но главное в сравнении авианосных группировок это собственно численность их авиагрупп. И здесь отставание англичан выглядит драматическим, так как их авианосцы могли принять в сумме 233 самолета, тогда как американские - 496, более чем двойное преимущество!

Впрочем, в межвоенный период считалось, что главной силой флотов продолжат оставаться линкоры, а авианосцы будут выполнять лишь разведывательные функции при главных силах. Поэтому британцы чувствовали себя вполне уверенно. Войне предстояло в корне изменить эти взгляды, как и соотношение сил основных флотов. Об этом мы поговорим в следующей статье.
 
(Hiflower)