Критики о Галковском

Михаил Золотоносов

Квадратные яйца Галковского

Модный Дмитрий Галковский опубликовал в "Новом мире" сценарий фильма "Друг утят". Это третье явление Галковского народу за последние 10 лет и одно из самых симптоматичных литературных событий года.

В предыдущий раз Галковский (р. 1960) появлялся в "Новом мире" десять лет назад: публиковались отрывки из его сочинения "Бесконечный тупик". Вообще 1992 год был годом его первого явления народу: отрывки из "Тупика", наполненные антисемитскими суждениями, появились и в "Нашем современнике", резкое выступление против шестидесятников - в маргинальном журнале "Мулета эС", а исповедь "Андерграунд" с элементами агрессии по отношению ко всей остальной литературе - в двух номерах отвязной "Независьки". После чего Галковский уполз в нору и на несколько лет затих.

В 1997 году "Бесконечный тупик" объемом 70 авторских листов вышел целиком, изданный, кажется, на средства автора. Параллельно текст повис в Интернете. Автор предстал агрессивным, закомплексованным и эрудированным инфантилом, погруженным в глубокую депрессию, который сделал симбиоз из обид и ненависти к миру и людям строительным материалом своего сочинения. Потом снова молчок на пять лет.

А в 2002 году, помимо новомирской публикации, Галковский представил антологию советской поэзии "Уткоречь", изданную в Пскове. В названии использовано слово из оруэлловского новояза (словарь В) - "речекряк".

Сюжет "Друга Утят", в общем, несложен. Рамка отнесена к 2101 году. Описание этого будущего в виде небольшого трактата (как у Оруэлла) помещено в начале сценария, в самом сценарии общие положения материализованы. Самое интересное - моменты совпадения с нашим настоящим: то, что сегодня уже существует в том или ином виде, век спустя получает мощную техническую поддержку и становится тотальным.

"Общество будущего - это общество добровольной дезинформации" - исходный тезис. Дезинформацию человек получает посредством персонального модератора - сложной программы, оживляемой диктором (внешность можно выбрать), настроенной на конкретного заказчика (диктор общается со зрителем в режиме реального времени) и фильтрующей информацию, получаемую из единого гигантского резервуара по критериям, установленным заказчиком.

Правдоподобность, заказанная зрителем, может быть 100%, может быть 1%; фильтр может быть черным, а может быть розовым. В следующем веке никто не будет заинтересован в переубеждении или просвещении зрителя, процент правды будет задаваться зрителем сознательно.

Из прочих деталей существенно, что люди живут в подземных бункерах-кенотафах на средней глубине 1 100 м, потому что уровень радиации - 100 рентген/час. Попутно же выясняется, что искусство исчезло, а "вместо небольшого слоя художников-мастеров и многомиллионной массы потребителей образовалась единая масса художников-дилетантов. Их уровень, в общем, невысок, но зато в творческом процессе участвуют все".

Собственно, в зародыше это есть уже сейчас, во-первых, благодаря Интернету, где любой может "повесить" свой текст и ощутить себя "писателем", во-вторых, вследствие ликвидации цензуры и сакральной системы творческих союзов, курируемых КПСС/КГБ, не находясь в которых нельзя было считаться творцом.

В 2101 году действует некая Елена Викторовна, она смотрит фильм, действие которого отнесено к 1996-2002 годам, а последний, восьмой, эпизод - к 2007-2008 гг. Детективный сюжет фильма, занимающего почти все пространство текста, связан с массовыми компьютерными играми, реализуемыми через Интернет, которые захватывают в свою орбиту массы юзеров.

Кстати, чисто для прикола в начале каждого эпизода дается текст рекламы квадратных пищевых яиц, в 2099 г. разработанных техногруппой "Три яйца" (явный парафраз известного анекдота из серии "Чапаев" про "квадратный трехчлен" и явная демонстрация ненависти к рекламе как таковой).

Главное же, что в фильме действует "Движение Утят" - подразделение национального Интернета, с помощью которого некая группа во главе с таинственным Другом Утят (вариантом оруэлловского Большого Брата) стремится установить контроль над "крупным, но отсталым государством с парализованными службами управления". То бишь над Россией.

Фильм, таким образом, оказывается глубоко "антиинтернетовским", антиамериканским, технофобийным и выполненным точно в соответствии с "Информационной бомбой" Поля Вирилио (интеллектуальный бестселлер, впервые вышедший в 1998 г. в Париже), ибо показывает, что именно власть интернет-технологий и привела к атомизации населения, по одиночке сидящего у мониторов на глубине 1 100 метров, созданию общества сознательной дезинформации, деградации государств и 100 рентгенам в час в "реаллайфе". "Гиперинформационное общество", которым правят какие-то таинственные "планировщики", оказывается похуже и советского тоталитаризма, и оруэлловского ангсоца, а виноват в его возникновении Интернет.

Итог: от вечной депрессии и комплексов асоциальный мизантроп Галковский вдруг излечился патриотическим консерватизмом, который вошел сейчас в Москве в большую моду. Закономерно, что в том же номере "Нового мира" небезызвестная Рената Гальцева в статье "Тяжба о России" одним из главных врагов назвала либерализм, обвинив его в антипатриотизме и анархическом стремлении разрушить государство. Т.е. в том же самом, в чем Галковский обвинил Интернет. Все признаки завершения очередной оттепели сошлись окончательно, когда Лужков предложил восстановить "железного Феликса" на старом лубянском месте.

еженедельник "Дело", №251, 21 октября 2002 года