09.02.2008   l   14:10
15.11.2005
Красные

К началу XIX века у европейцев сложилась относительно устойчивая система политических цветовых ассоциаций. Связано это было с несколькими обстоятельствами, в значительной степени – с цветами военной формы. В эпоху наполеоновских войн существовала большая разношёрстность мундиров, объясняемая необходимостью различения небольших воинских соединений для оперативного руководства на поле боя. Тем не менее, по этой же причине в мундирах каждой нации превалировали те или иные цвета. В австрийской армии это был белый, в русской – зелёный, во французской – синий. Исходя из этого преимущественно и закрашивались владения на географических картах XIX-XX вв. Строгого различия не было, но территория Россия обычно выделялась зелёным цветом, Австрии - светло-жёлтым (белый цвет на цветной карте был невозможен, к тому же здесь была аллюзия общеимперского флага). Франция была синей и, чтобы подчеркнуть отличие между «старым и новым режимом», красная, или точнее, розовая. Красный цвет – цвет английских солдат - устойчиво принадлежал Британской империи.
 
После революции 1917 года на советских картах старой России оставили зелёный цвет, а СССР стали красить в красный. Постепенно СССР, подобно Франции, выцвела до розового. Великобританию и её владения на советских картах выделяли сначала тоже красным, а затем зелёным цветом.

Любопытно, что в XIX веке, в период оголтелой поддержки Лондоном революционного движения в континентальной Европе, английские пропагандисты имели наглость заявлять, что цвет английской армии это цвет революции и вообще сухопутная армия Англии это революционная армия Кромвеля, имеющая мало отношения к декоративной монархии. При этом подчёркивалось, что военно-морской флот Соединённого королевства является флотом Его Величества, а армия в целом официального монархического титулования не имеет. Т.е. можно сказать «флот Его Величества» или «полк Его Величества», но нельзя сказать «армия (войска) Его величества».