23.12.2005
Мистер Грека
Георгий Дионисович Костаки родился в 1913 году в Москве, в семье богатого греческого
коммерсанта. Семья после НЭПа разорилась, но молодому Георгию каким-то образом
удалось сохранить греческое подданство. В 1946 году ему внезапно пришла в голову
гениальная идея – собирать русский авангард. Картины покупались за гроши и к 70-м
годам Костаки стал обладателем богатейшей коллекции, стоимость которой оценивалась
в десятки, а по некоторым сведениям и в сотни миллионов долларов. Достаточно назвать
имена Кандинского, Малевича, Шагала, Татлина. Параллельно православный Костаки
собирал русские иконы. Дом коллекционера превратился в светский салон. Там можно
было встретить Святослава Рихтера, Марка Шагала, Эдварда Кеннеди, молодых поэтов-шестидесятников.
Советские художники мечтали продать свои картины Георгию Дионисовичу. По западным
меркам он платил мало, но по советским весьма щедро. А главное, таким образом
художники становились известными на Западе. Можно сказать, что Костаки был крупнейшим
художественным деятелем на ниве отечественной живописи. Советским Третьяковым,
стимулирующим и направляющим усилия десятков художников и целых художественных
направлений.
В 1978 году пожилой коллекционер уехал в Грецию. При этом большую часть коллекции
безвозмездно передав Третьяковской галерее. Без его усилий запасники, посвящённые
современному русскому искусству, были бы куда беднее.
Вот, в общем, и всё. Да, мы забыли добавить, где энтузиаст Костаки работал. С
1940 года он был шофёром в английском посольстве. Затем перешёл в посольство Канады,
где успешно проработал до 1978 года. Работал он там завхозом. Собрать дипломату,
отъезжающему на родину, чемоданчик, упаковать туда пару иконок, Малевича. Поскольку
дипломатов было много (через англичан и канадцев он обслуживал весь дипкорпус),
Костаки поставил покупку раритетов на коммерческую основу. То есть, сколько надо
малевичей-кандинских, столько и доставал. ФАБРИКА.