09.02.2008   l   14:09
25.09.2006
Получите прямо в руки

Существует известное издевательство уголовников, практикуемое в тюрьмах по отношению к «фраерам». У безобидного «Укропа Помидоровича» уголовник утром берёт присланный домашними пирожок или ватрушку, и миролюбиво буркает под нос: «Не гужуйся, чмыринда очкастая, вечером верну». К вечеру лакомство переваривается, урка снимает штаны и под хохот камеры выкладывает на терпилу переваренные остатки: «Получите прямо в руки».

Власти РФ решили с большой помпой перенести из Копенгагена в Петербург прах последней вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Дочь датского короля, она была супругой Александра III и после революции вернулась в родной Копенгаген. Где и умерла в 1928 году. Зачем понадобилось тревожить прах несчастной женщины, одному Богу известно. Очередной кордебалет с костями, как и следовало ожидать, не произвёл на русских никакого впечатления. Не было ни всенародной скорби, ни даже стечения зевак. Так, что-то мудрят чиновники. Воруют. Вот о воровстве и поговорим.

Отношения Марии Фёдоровны с копенгагенской роднёй не сложились. Статус российской императрицы вознёс её на генеалогический олимп, к своему провинциальному детству она стала относиться снисходительно. Неудивительно, что после возвращения в копенгагенское захолустье, её поведение показалось заносчивым и холодном. При дворе экс-императрицу не любили. Масла в огонь добавляло одно обстоятельство. Из России Мария Фёдоровна привезла шкатулку фамильных драгоценностей экстра-класса. Продажа одной-двух вещиц обеспечили бы её безбедное существование в эмиграции, а небольшой подарок бедной родне – растопил лёд отчуждения. Однако вдовствующая императрица рассматривала свои драгоценности как царственные регалии, легитимизирующие будущие претензии наследников на российский престол. Шкатулка осталась нетронутой до самой смерти, а жила старая женщина на довольно скудные отчисления датского королевского двора.

Современную стоимость сокровищ императрицы приблизительно можно определить в сто миллионов долларов. Это броши, колье, браслеты, воротники, шитые бриллиантами, пасхальные яйца Фаберже (в том числе знаменитое яйцо «Колоннада»), нитки черного жемчуга, изумруды, сапфиры, бриллианты чистейшей воды, редкие византийские украшения, большое количество рубинов, включая рубиновую тиару с крупными алмазами, гарнитур из розовых бриллиантов, а так же пояс из алмазов и бриллиантов.

После смерти сокровища должны были попасть в руки двух дочерей императрицы, а датская корона по завещанию не получала ничего. Это вызвало озлобление датского монарха, но злился он напрасно. ЛАРЕЦ ИСЧЕЗ. Сокровища нагло украла английская королевская семья, бросив двум сёстрам Николая II жалкие подачки (около 50 тысяч фунтов). С тех пор отдельные предметы из украденных сокровищ появлялись на аукционах, были замечены на английских королевах и принцессах. Например, брошь с огромным овальным сапфиром с бриллиантовой застежкой и подвеской из каплевидной жемчужины, которую Марии Федоровне подарил еще Александр II, довольно часто можно видеть на нынешней английской королеве Елизавете II. А овальную бриллиантовую брошь с застежкой, подаренную императрице Александром III – на герцогине Кентской.

В головах советских обывателей прочно закреплена рассказка о злокозненных американских миллионерах, за бесценок скупавших российские сокровища в 20-30-х годах прошлого века. На самом деле американцам ДАЛИ КУПИТЬ в общей сложности 5-10%% картин, драгоценностей, икон и других предметов. Основной поток шёл в Англию, и не просто в Англию, а во дворцы королевской семьи и высшей аристократии. При этом в Европе раздавался возмущённый ропот аристократов. Из классовой солидарности возмущались все. Все, кроме англичан. Англичане действовали напористо, целенаправленно, имея в руках списки. Сколько в Англию было перекачено реально – не знает никто. Весьма вероятно, что выявленные потери российской сокровищницы – огромные и невосполнимые, - лишь вершина айсберга. К этой теме мы ещё неоднократно вернёмся на страницах нашего издания.

Ну а кости, что же. Почему бы и не вернуть на историческую родину. Пускай русские терпилы радуются переваренным останкам разрушенной и опозоренной монархии. Глядишь, им ещё и живых господ Кентских на шею посадят. Русские они всё стерпят.