09.02.2008   l   14:09
13.12.2006
Шепот времен II

Как было сказано выше, технических специалистов (и программистов в том числе) в Galaxy-среде в 1991—1993-х годах было более чем достаточно, а потому и утилиты для облегчения рулежки были всегда, хотя до полноценных клиентов они и не дотягивали. Даже Рассел Уоллес удосужился аж в 1991 году написать утилиту командной строки, которая рассчитывала расстояние между двумя планетами.

Большинство программ тогда работало либо в текстовом режиме, либо вообще только из командной строки. Конечно, почти наверняка, для расчетов использовались и существовавшие инструменты общего назначения — табличные процессоры и т.д.

Ни одной программы за период 1991—1993 годов в виде бинарного файла (exe) найдено не было. Видимо тогда (да и тем более в UNIX-сообществе) было принято распространять приложения только в виде исходных кодов. В принципе, утилиты можно откомпилировать из исходных кодов, но они, скорее всего, будут бесполезны без отчетов Galaxy 3.5, а их пока найти не удалось. Отчеты можно получить, откомпилировав исходный код и запустив сервер Galaxy 3.5, но все это представляется задачей крайне трудоемкой и практически безынтересной.

Небольшое наглядное представление о Galaxy-инструментарии тех времен можно получить, прочитав обзор программы Galaxy PLUS Project Editor.

Нижеследующая часть рассказа почти полностью основана на моём интервью с Расселом Уоллесом.

Сама идея создать Galaxy родилась у Рассела Уоллеса после некоторого времени проведенного им в игре Star Cluster (вариация на тему звездных войн) по бумажной почте (PBM). Поиграв в эту игру, он решил, что сможет сделать лучше. По всей видимости, игры через обычную почту — это еще сильнее, чем одноходовки в Galaxy. В той партии, в которой играл Рассел Уоллес уснули вообще все и он выиграл по умолчанию, а самым ярким впечатлением было то, как его корабль засосало в черную дыру. Правда, по предположению Рассела Уоллеса, идею маршрутов он позаимствовал именно из Star Cluster. Рассел Уоллес вообще оказался большим любителем придумывать игры моделирующие мир, а суть PBEM игр идеально подходит для этого.

Первая версия правил Galaxy была разработана в течении курса нескольких скучных лекций, которые Рассел Уоллес прослушал в Trinity College где-то в районе 1989—1990 годов. Эта версия правил, была реализована в версии номер один, которая можно сказать не работала вообще. При создании Galaxy наибольшим источником вдохновения для него послужила игра Cosmic Conquest (для которой он даже умудрился писать бота) для компьютеров Amiga; он играл в Cosmic Conquest в конце 80-х. Население, индустрия, технологии Weapons и Shields и в особенности ход битвы сделаны очень похоже на Cosmic Conquest.

Galaxy разрабатывалась как стратегически-дипломатическая игра с элементами ролеплея, а космическое окружение игры выбрано благодаря увлеченности научной фантастикой.

По поводу принципов конструирования правил игры, единственное, что смог вспомнить Рассел Уоллес, так это то, что в силу слабой производительности компьютеров тех времен для него всегда была очень важна простота (т.е. легкость расчетов) алгоритмов. Сами правила, конечно же, дорабатывались по результатам первых тестовых игр, но, например, «магическая» константа «кубический корень из 30-ти» была придумана сразу и в будущем не потребовала доработки. Изначальный механизм битв тоже никогда не требовал доработки. Правда форма отчетов о битвах в стиле «корабль стреляет в корабль: защитился/уничтожен» (позаимствовано из Cosmic Conquest) в будущем была признана неуклюжей и была разработана «суммарная» форма отчетов.

Рассел Уоллес разработал не только правила, но и программный код сервера, который сделал доступным для других людей (чем заложил основу популярности Galaxy). Первые партии Рассел Уоллес запускал через диалап, к которому он имел доступ в своем колледже (имелся доступ к компьютеру семейства VAX, с 1.5 мегабайтами дискового пространства). Код сервера изначально был разработан под MS-DOS   (последователи Рассела Уоллеса портировали код под UNIX).

Сам Рассел Уоллес организовал семь партий. Дипломатические сообщения в них слались на прямые адреса, с обязательной копией Расселу Уоллесу. Наблюдение за происходящими в галактике событиями было одним из удовольствий от ГМ-ства для Рассела Уоллеса. Естественно, в партиях, в которых он был ГМ-ом, сам играть он не мог и поэтому играл в партиях организованных другими людьми. Рассел Уоллес сыграл несколько партий, но никогда не выигрывал.

Кстати, Galaxy и Atlantis когда-то игрались по бумажной почте. Это достаточно сложно описать, поэтому позволю себе прямое цитирование нашего диалога:

- Ну, PBEM — это естественный результат развития игр с помощью бумажной почты (Galaxy и Atlantis обе какое-то время игрались по бумажной почте)

- Простите, но как возможно играть в Galaxy и Atlantis по БУМАЖНОЙ почте???

- Компания выкупала лицензию на игру, размещала рекламу в журналах, проводила запись с соответствующим взносом от игроков, распечатывала репорты, посылала их по почте, игроки писали приказы от руки и отсылали их обратно по почте; обычно один ход в две недели.

- Я поражен. Вы не шутите? Может, Вы имеете в виду не свои Galaxy и Atlantis? А какие-нибудь другие? А если Ваши, то, простите за нескромный вопрос: и за сколько Вы продали лицензию на Galaxy и Atlantis? :))) И как же называлась та компания?

- Нет, это не шутка, мои Galaxy и Atlantis. Не помню подробностей, слишком давно это было; помню, что это были деньги пива попить, ничего такого, за счет чего можно было бы жить. Но получить деньги на пиво за что-то, что ты сделал для развлечения, классно. Я не жаловался :)

- Однажды у меня были проблемы с интернетом и я носил приказ, написанный на листике — в Интернет-кафе носил (примерно в 2003-м году). Но что бы играть так всю партию… мне сложно в это поверить.

- Туда и обратно в гору, парень :)

- Вы говорили, что первую версию вы тестировали сами, а во вторую уже играли по интернету. А в какую же версию играли по бумажной почте?

- Ну, мне это перестало быть нужным с тех пор, как у меня появилась электронная почта, но были люди, у кого не было доступа к интернету. (Таких, помнится, было порядочно в те дни, когда интернет был доступен только в  университетах и других крупных организациях.)

В первой половине 90-х Рассел Уоллес занялся другими PBEM играми: Judgement Day, Atlantis и Cosmos. И в общем потерял интерес к Galaxy.

Сейчас Рассел Уоллес не имеет шанса сделать что-то в PBEM из-за большой занятости. Но он знает, что в России Galaxy популярна и, коль скоро уделил столько времени интервью о истории игры, относится к этому факту не равнодушно, и вообще рад этому и даже горд (в том числе он горд, что его модель Galaxy до сих пор служит основой творчества множества людей).

С Евгением Тимофеевым, Дмитрием Бутенко и Антоном Кругловым Рассел Уоллес никогда не общался. И вообще не помнит что бы общался с русскими на тему Galaxy, хотя возможно он переписывался со Звездным Панком Тимуром. Никто и никогда не обращался к нему с просьбой описать историю Galaxy.

Все вышеописанное относится к зарубежной (за пределами exUSSR) истории Galaxy и там игра не получила должного распространения. Гораздо интереснее описывать следующую эпоху, «Эпоху начала времен», в которую зародилась Г+, т.е. русскоязычная Galaxy. На территории exUSSR у Galaxy долгая, интересная, насыщенная событиями и человеческими эмоциями История. Г+ пережила и Master of Orion, и множество других культовых игр, Г+ связала судьбы тысяч людей…
 
(SorcererSwineherd)