09.02.2008   l   14:08
09.04.2007
Правила Британия морями... (III часть)

Палуба линкора «Саут Дакота» -
четыре корабля этого класса прозвали
«большими дубинками дяди Сэма»

Несмотря на победу британской дипломатии в межвоенный период 1918-1939 гг., экономическая мощь США рано или поздно должна была поставить точку над «и». Окончательный удар по британскому господству нанесла очередная "выигранная" война - Вторая Мировая. Надо сказать, что условия Вашингтонского договора были нарушены еще до войны. Так Япония объявила о выходе из договора в 1936 году. С этого момента и начался новый виток полномасштабной гонки морских вооружений, подхлестнутый начавшейся вскоре второй мировой войной.

Английский линкор «Король Георг V»

Как же развивались события в ходе войны? Все, на что оказались способны англичане, это 5 кораблей типа "Кинг Джорж V" (1940-42 гг., 36,5 тыс. тонн, 10 356-мм орудий, 28 узлов). Эти линкоры стали самыми слабыми кораблями среди своих современников. Уступали они и итальянским "Литторио" и французским "Ришелье", не говоря уж о американских, японских и немецких линкорах. Кроме того, уже после войны англичане ввели в строй еще один корабль - "Вэнгард" (1946 год, 44,5 тыс тонн, 8 381-мм, 30 узлов). Изюминкой этого линкора, строившегося почти пять лет, стало использование в качестве артиллерии главного калибра пылившихся на складах орудийных башен выпуска 1916 года. Даже сами британцы полноценной эту боевую единицу не считали, предполагая использовать ее для охоты за тяжелыми крейсерами японцев в Дальневосточных водах. Это в том конечно случае, если бы корабль успел поднять флаг до окончания военных действий.

Совсем по-другому подошли к делу американцы. Еще до Пирл-Харбора их флот пополнился двумя кораблями класса "Норт Кэролайна" (1941 год, 37,5 тыс. тонн, 9 406-мм, 28 узлов). Следующие четыре корабля класса "Саут Дакота" (1942 год, 38 тыс. тонн, 9 406-мм, 27,5 узлов ) стали пожалуй самыми защищенными линкорами из когда-либо построенных. За характерный вид сверху американские корабли этого класса постройки 40-х получили прозвище "большие дубинки дяди Сэма". Термин заимствованный и еще долго в негативном контексте использовавшийся советской прессой, зачастую уже без понимания, что собственно он означает. Венчали американские усилия знаменитые линкоры класса "Айова" (48 тыс. тонн, 9 406-мм орудий, 32,5 узла) и по сей день находящиеся в резерве флота США. Четыре таких корабля вошли в строй в 1943-44 годах, еще два за ненадобностью не достроили. Необходимо упомянуть и о классе "Аляска". Сами американцы классифицировали их как линейные крейсера. Но фактически "Аляски" должны были бы стать основоположниками новой генерации тяжелых крейсеров, если бы война не поставила крест на развитии артиллерийских кораблей. В любом случае эти корабли были близки по характеристикам к линкорам  (30 тыс. тонн, 9 305-мм орудий, 33 узла). Всего в 1944 году вошло в строй два, от достройки еще четырех отказались.

Причем в отличие от Британии в рукаве у дяди Сэма был припрятан козырь. Это планировавшиеся к постройке пять линкоров класса "Монтана" (60,5 тыс. тонн, 12 406-мм, 28 узлов). Однако для этих кораблей уже не было достойных противников, и от постройки монстров отказались.

Надо сказать, что эта война перевернула понятия о морской мощи с ног на голову, окончательно свергнув линкоры с трона, где их место занял "его Величество Авианосец". От количества этих кораблей зависел исход войны, и тут уже американская промышленность работала во всю силу. Перечисление многочисленных американских кораблей, пополнивших флот во время войны, надо начать с "Хорнета", заложенного как только стало ясно, что Вашингтонские нормы больше не действуют, и вступившего в строй буквально за полтора месяца до начала войны на Тихом Океане. Этот корабль повторял с незначительными усовершенствованиями удачный тип "Йорктаун". Однако сколь бы не были хороши авианосцы класса "Йорктаун"/"Хорнет", они были спроектированы с учетом ограничений Вашингтонского договора, в частности жесткого ограничения по водоизмещению. Теперь же американские конструкторы могли себе позволить, взяв за основу "Йорктаун", внедрить все необходимые усовершенствования без оглядки на тоннаж. Так получился "Эссекс". С конца 1942 по 1946 год американский флот пополнился 23 кораблями этого типа! Еще один - "Орискани", вступил в строй в переделанном виде в 1950-м, а два других не стали достраивать. Корабли имели водоизмещение 27 тыс. тонн, развивали скорость 32,5 узла и могли принять до 91 самолета. Никогда в истории, ни до, ни после этого столь крупные корабли не строились такой большой серией. Слово "Эссекс" стало синонимом триумфа американской промышленности, и победы над Японией.

Однако, хотя суммарно эти авианосцы превосходили все, что могли построить остальные участники войны вместе взятые, ситуация для янки по ходу войны складывалась вовсе не безоблачно. Американцы вступили в войну с семью авианосцами. Из них "Рейнджер" считался не вполне пригодным для полномасштабных боевых действий, и использовался в европейских водах, совместно с английским флотом. В ожесточенном сражении в Коралловом Море 8 мая 1942 года, первом морском сражении в истории человечества, в котором надводные корабли не обменялись ни единым выстрелом,  был потерян "Лексингтон". После победы у атолла Мидуэй  7 июня американцы недосчитались авианосца "Йорктаун". 15 сентября погиб, торпедированный японской подводной лодкой "Уосп". Наконец 24 октября в сражении у Санта Крус японские самолеты отправили на дно "Хорнет".

Таким образом к концу 1942 года для ведения боевых действий на огромном тихоокеанском театре войны у американцев осталось лишь два авианосца - "Саратога" и "Энтерпрайз". Критическая ситуация вынудила их срочно приступить к переделке в авианосцы находящиеся в постройке легкие крейсера типа "Кливленд". Так американский флот пополнился в 1943-м году девятью кораблями класса "Индепенденс" (10,5 тыс. тонн, 31,5 узла, 30 самолетов). Еще два подобных авианосца класса "Сайпан" (14,5 тыс. тонн, 33 узла, 48 самолетов) было создано на базе корпусов тяжелых крейсеров типа "Балтимор". Эти корабли вступили в строй уже после войны - в 1946-47 годах.

Но и этого американским адмиралам оказалось мало. Как мы помним, уже "Эссекс" был спроектирован без ограничений по водоизмещению. Однако на самом деле ограничение все же было, и существенное. Когда американцы приступали к созданию первого "пост-Вашингтонского" авианосца, сам этот класс кораблей еще считался второстепенным, после основной ударной силы - линкоров. И психологически конструкторы не могли не учитывать этого фактора. В частности нелепо выглядело бы, если бы по водоизмещению, вспомогательный по своему предназначению корабль, превосходил бы линкор. Тогда это казалось абсурдом. Но война внесла свои коррективы, и именно авианосцы стали основной силой. Последнее ограничение отпало само собой. Перед американскими конструкторами встала задача создать боевую единицу, полностью отвечающую новым реалиям ведения войны на море, учтя при этом военный опыт и исправив недостатки класса "Эссекс". Таким кораблем стал "Мидуэй" (47,5 тыс. тонн, 33 узла, 137 самолетов). Три авианосца этого типа вступили в строй в 1945-47 годах.

"Мидуэй" - это "Эссекс" х 2
 
Однако война показала, что авианосцы стали не только главным средством противоборства собственно военных флотов. Палубные самолеты оказались наилучшим средством охоты за подводными лодками стран оси, непрерывно угрожавшими коммуникациям союзников. Наиболее эффективным оказались авианосцы и для воздействия на береговые объекты противника. Для решения этих и многих других задач никаких "эскадренных", то есть построенных по военным кораблестроительным нормам и обладающих 30-узловой скоростью, авианосцев хватить не могло. А столь высокие характеристики и не требовались. Поэтому война породила новый класс кораблей - так называемые эскортные авианосцы. Это были сравнительно небольшие корабли, использовавшие корпус и силовую установку быстроходных транспортных судов. Они были гораздо дешевле "настоящих" авианосцев, и быстрее строились, но несли те же самые самолеты, то есть по наступательным возможностям если и уступали, то не качественно, а только в силу меньшего количества принимаемых на борт самолетов.

«Касабланка». За один год американцы
построили 50 таких кораблей.

Масштабы строительства этих кораблей в США поражают воображение. Так, например 50 авианосцев класса "Касабланка" (8 тыс. тонн, 19 узлов, 27 самолетов) были введены в строй в течение одного года (с 8 июля 1943 года по 8 июля 44-го)! При этом последние корабли серии строились всего за  3,5 месяца! Всего же по военным заказам в США было построено 124 эскортных авианосца.