09.02.2008   l   14:08
16.04.2007
Правила Британия морями... (IV часть)

Американский авианосец «Эссекс».
Построив 23 корабля этого типа, Америка сделала бесполезными надводные флоты всех стран мира.

Чем же смогла ответить Англия на вызов Америки? Как мы помним, в межвоенный период британский флот пополнился лишь одним приличным тяжелым авианосцем - "Арк Ройал". Поэтому сразу после того, как отпали Вашингтонские ограничения Англия приступила к постройке кораблей класса "Илластриес" (1940-41 гг., 23 тыс. тонн, 30,5 узлов). Они были созданы на базе удачного "Арк Ройал", с рядом важных усовершенствований. Так эти корабли имели бронированную полетную палубу и ангары. Этим не мог тогда похвастаться ни один авианосец мира. Живучесть английских кораблей резко возросла, что с блеском подтвердилось в боевых условиях. Однако по водоизмещению новые авианосцы не превосходили своих зарубежных коллег, а раз так, то английским конструкторам пришлось ради защиты чем-то пожертвовать. Этим "чем-то" стало количество самолетов - главного оружия авианосца! "Илластриесы" несли всего по 33 самолета, тогда как аналогичные американские и японские корабли такого водоизмещения по 70 - 90. Не удивительно, что в первоначальном варианте достроили лишь три корабля из шести. На четвертом - "Индомитебл", количество самолетов за счет ослабления защиты довели до 45, а на двух последних, вступивших в строй в 1944-м "Имплейкебле" и "Индефатигебле" до 60.

Проект более амбициозного корабля класса "Игл" (37 тыс. тонн, 32 узла, 78 самолетов) англичане начали осуществлять в 1942-м году, однако из трех запланированных к постройке авианосцев в строй вступили лишь два, причем спустя продолжительное время после окончания боевых действий - в 1951 и 55 годах.

Была у англичан идея создать суперавианосец, соответствовавший бы американскому "Мидуэю". Однако ни один из четырех кораблей класса "Мальта" (47 тыс. тонн, 32,5 узла, 81 самолет) не только не вступил в строй, но даже и не был заложен.

Поскольку программы строительства тяжелых кораблей продвигались с трудом и в ограниченном объеме, основную ставку англичане были вынуждены сделать на легкие авианосцы. Особняком среди которых стоит "Юникорн" (1943 год, 14,5 тыс. тонн, 24 узла, 35 самолетов). Дело в том, что этот корабль планировалось использовать для поддержки авианосцев классов "Арк Ройал" и "Илластриес". Он должен был пополнять их авиагруппы и ремонтировать поврежденные самолеты. Однако по необходимости "Юникорн" использовли и в боевых действиях.

Маленький английский «Колоссус».
Корабль совершенный, но...

Следующими легкими авианосцами в английском флоте стали десять кораблей класса "Колоссус" (1944-46 гг. 13 тыс. тонн, 25 узлов, 37 самолетов). Незначительно отличался от предыдущего тип "Маджестик" (14 тыс. тонн, 25 узлов, 37 самолетов). Все пять кораблей этого класса вошли в строй уже после войны, и в основном служили во флотах колоний и доминионов - Индии, Австралии, Канады.

Последними английскими легкими авианосцами, проект которых родился в годы войны, стали корабли класса "Центаур" (18,5 тыс. тонн, 29,5 узла, 42 самолета). Четыре из восьми планировавшихся к постройке вошли в строй в 1953-59 годах. Надо сказать, что британские легкие авианосцы выгодно отличались от американских собратьев, поскольку для них не использовали корпуса и механизмы крейсеров, а изначально проектировали как авианосцы. Ценой за это стала длительность постройки - большинство кораблей не успело принять участия в боевых действиях и невысокая скорость. Зато эти небольшие и относительно недорогие в эксплуатации авианосцы нашли себе место во флотах многих стран мира, где некоторые из них служат и по сей день!

Что касается эскортных авианосцев, то Англия, располагая в наибольшей степени уязвимыми коммуникациями, первой столкнулась с необходимостью строить такие корабли. Однако по масштабам строительства ее программы ни в какое сравнение не могут идти с американскими. Всего за годы войны англичане смогли ввести в строй лишь 6 эскортных авианосцев, относящихся к пяти различным типам. Еще 21 корабль был перестроен в авиносцы не до конца. То есть наряду с 3 - 6 самолетами и полетной палубой они несли в трюмах нефть или зерно. Однако в тяжелые для англичан годы и такие "авиазерновозы" были на вес золота, и позволяли резко повысить противолодочную и противовоздушную оборону конвоев. Положение англичан было настолько отчаянным, что они были даже вынуждены прибегнуть к оснащению транспортных судов катапультами с обычными сухопутными истребителями "Харрикейн". Выполнив боевую задачу, пилот должен был покинуть самолет с парашютом и надеяться, что его выловят из воды экипажи кораблей охранения конвоя.

Подведем итог. В годы войны и после нее по проектам военных лет американский флот пополнился 28 тяжелыми, 11 легкими и 124 эскортными авианосцами. Англичане ответили 8 тяжелыми, 19 легкими и 6 эскортными. 21 МАК-шип (Merchant Aircraft Carriers) авианосцами считать трудно, все они к концу войны были переоборудованы обратно в обычные транспорты.

Плачевную для англичан картину дополняет состояние их палубной авиации. За всю войну они так и не создали ни одного типа палубного истребителя если не считать непригодного для воздушного боя двухместного "Файрфлая". Приспособить для службы на авианосцах весьма удачный сухопутный "Спитфайр" так толком и не удалось. То же и с торпедоносцем. Вступив в войну с бипланом "Свордфиш", оборудованным открытой кабиной и получившим прозвище "авоська", англичане по ходу войны запустили в серию также биплан "Альбакор", который не выдержал конкуренцию даже со "Свордфишем" и был снят с производства. Технически весьма совершенная "Барракуда" страдала рядом неустранимых дефектов, и приживалась на палубах с трудом. Наконец такой важнейший вид палубного самолета, как пикирующий бомбардировщик, не был по ходу войны представлен ни одной новой машиной. А довоенный "Скьюа" серьезно уступал и американским "Даунтлессам" и японским "Вэлам" и по бомбовой нагрузке, и по точности бомбометания, и по летным характеристикам. Уже в 40-41 годах "Скьюа" исчезли с палуб британских авианосцев. Результатом всего этого стало то, что основу английских палубных эскадрилий составляли американские "Хеллкеты", "Авенджеры" и "Хеллдайверы". Даже экипажи для этих самолетов частично поставлял англичанам дядюшка Сэм. Получили британцы и 38 эскортных авианосцев.

Окончание Второй Мировой Войны зафиксировало безрадостную для англичан картину. Английский флот не просто потерял господство на море, которое сохранял на протяжении нескольких веков. Он потерял в сравнении с американским самостоятельное значение, превратившись в чисто декоративный институт. Действительно, если в период своего расцвета - Викторианскую эпоху, английский флот претендовал на "Two Power Standart", то есть быть более мощным, чем два следующие по силе флота, то теперь американский флот всерьез можно сравнивать со ВСЕМИ остальными флотами мира вместе взятыми.

Вместе с господством британского флота рухнул после Второй Мировой Войны и установленный Англией миропорядок. Старые колониальные империи были обречены. Мир вступил в эпоху Pax Americana.